Российский бизнес готовится к очередному повышению цен

Наибольшие издержки — у предприятий торговли, строительства и сферы услуг.

Ценовые ожидания компаний в январе 2024 года вновь увеличились и обновили локальный максимум. К такому выводу пришел Центральный банк.

Повышение ценовых ожиданий означает, что доля компаний, которые планируют повысить отпускные цены в ближайшие три месяца, возрастает по сравнению с прошлым месяцем. При формировании бизнес-планов на 2024 год бизнес обычно исходил из годовой инфляции в 9,5%. Наибольшие издержки сейчас несут предприятия торговли, строительства и сферы услуг. «Повышенные и незаякоренные инфляционные ожидания свидетельствуют о сохранении проинфляционных рисков», — объяснил Центробанк. И отметил, что рост издержек все же замедляется, и этот процесс продолжается третий месяц подряд.

Получить кредит, по оценкам бизнеса, в январе стало сложнее по сравнению с декабрем и четвертым кварталом 2023 года в целом. 

В конце прошлого года инвестиционная активность компаний в последние три месяца 2023-го продолжала расти. Но на первый квартал 2024 года ожидания бизнеса от инвестиционной активности более умеренные. Предполагается, что он сохранится на достигнутом высоком уровне.

Юррынок Стоимость юруслуг для участников рынка ценных бумаг выросла

При этом обеспеченность кадрами в последнем квартале 2023 года снова снижалась и в итоге обновила локальный минимум с первого квартала 2020-го. По прогнозу ЦБ, меньше всего шансов на увеличение числа сотрудников у предприятий в сферах строительства, сельского хозяйства, оптовой торговли, электроэнергетики и водоснабжения.

В январе компании продолжили фиксировать замедление производства. Компании объясняли это нехваткой персонала и максимальной загрузкой производственных мощностей. Спрос при этом стал еще выше.

Регулятор напоминает, что он регулярно проводит опросы предприятий, результаты которых учитывает в формировании денежно-кредитной политики. В среднем в 2023 году в этих опросах ежемесячно участвовали 14 798 компаний из ключевых сфер бизнеса. При этом каждая шестая компания участвует в мониторинге уже более 20 лет. В ходе этих опросов руководители предприятий оценивают текущие и ожидаемые изменения деловой активности на основе динамики объемов производства, спроса, цен и других индикаторов.